body bgcolor=white> http://www. OK/ По следам юбилея И.А. Гончарова: презентация подаренных музею изданий - новости музея

Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова"

432601 г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3 /4
Тел.: (8422) 44-30-53, 44-30-64; факс: (8422) 44-30-92
e-mail: uokm@mail.ru

Часы работы: с 10:00 до 18:00; 2 и 4 четверги - с 12.00 до 20.00
Выходной - понедельник.

По следам юбилея И.А. Гончарова: презентация подаренных музею изданий

Дата размещения новости: 07.08.2017

 

18 июня 2017 г. исполнилось 205 лет со дня рождения Ивана Александровича Гончарова. С 14 по 18 июня в Ульяновске прошли торжественные мероприятия, посвящённые 205-летию писателя. Одним из центральных событий стала VI Международная научная конференция. Её участниками были учёные – исследователи жизни и творчества романиста из 17 регионов России, а также Германии, Венгрии, Италии, Китая, Японии, Украины. 17 июня в торжественном зале Историко-мемориального центра-музея писателя прошла встреча с почётными гостями юбилейных торжеств – потомками семьи Гончаровых из России и Франции. 18 июня состоялся XXXIX Всероссийский Гончаровский праздник в парке «Винновская роща», а на бульваре Новый Венец впервые в Ульяновске прошел театрализованный «Фестиваль литературных героев». На это время бульвар приобрел облик русского провинциального города середины XIX в., обитателями которого оказались герои гончаровских романов. Важнейшим мероприятием  праздника стала Торжественная церемония вручения Международной литературной премии имени И.А. Гончарова. 

 

Участники гончаровских торжеств прибыли на родину романиста не с пустыми руками. Основную часть переданных в дар музею материалов составили книги: издания произведений И.А. Гончарова на разных языках (русском и японском), монографии, посвящённые творчеству прозаика, сборники научных статей, а также альбомы о коллекциях других музеев страны.

Среди подаренных материалов особое место занимают издания Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук. Это, в первую очередь, 15 том полного собрания сочинений и писем И.А. Гончарова в 20 томах, представляющий эпистолярное наследие писателя 1842 – января 1855 г. Книга вышла в печати в 2017 г. Научное издание сопровождено обширными примечаниями, указателями имён, писем по адресатам и мест пребывания романиста с 1842 по начало 1855 г. Настоящий том включает статьи лауреатов Международной литературной премии имени И.А. Гончарова В.А. Недзвецкого («Эпистолярный жанр в творчестве и в жизни Гончарова») и А.В. Романовой («История публикации эпистолярного наследия Гончарова»).

Ещё одна новинка 2017 г., предоставленная сотрудниками ИРЛИ РАН, – сборник статей «Чины и музы» (отв. ред. С.Н. Гуськов, ред. Н.В. Калинина). Издание состоялось по итогам Международной научной конференции «“Чины и музы” (писатели на государственной службе)», которая прошла с 10 по 12 октября 2016 г. в ИРЛИ РАН и Всероссийском музее А.С. Пушкина. В ходе конференции был рассмотрен комплекс историко-литературных и историко-культурных проблем, связанных с сочетанием творческой и служебной деятельности русских писателей XVIII–XIX вв. Научные заседания отличались высоким уровнем участников, на них выступили с докладами известные российские учёные: С.А. Фомичев (ИРЛИ), Н.Г. Патрушева (РНБ), М.В. Отрадин (СПбГУ). А.И. Рейтблат (НЛО). В конференции и в изданном сборнике тезисов приняли участие исследователи из разных городов России: Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Твери, Саранска, Екатеринбурга, Новосибирска, Великого Новгорода, Петрозаводска, а также иностранные участники из Беларуси, Венгрии, Эстонии, США, Японии.

Презентован во время конференции в Ульяновске был и более ранний по времени выхода сборник «Гончаров после “Обломова”» (отв. ред. С.Н. Гуськов, ред. Н.В. Калинина; 2015 г.). Данная книга составлена из материалов Международной конференции «Гончаров после “Обломова”», прошедшей в Пушкинском Доме в октябре 2014 г. при финансовой поддержке РГНФ. Редактор собрания С.Н. Гуськов в предисловии отмечает: «Авторы настоящего сборника статей во многом по-новому ставят вопросы о корреляции публицистического и служебного опыта Гончарова с его художественным творчеством, обращаются к неожиданным характеристикам личности писателя, значительно расширяют проблематическое поле последнего романа. В соответствующих разделах книги речь идет о мемуарном творчестве и эпистолярном наследии, рассматриваются малоизученные вопросы биографии Гончарова, историко-литератуные взаимосвязи и критическая рецепция его произведений. Отдельный раздел сборника посвящен роману “Обрыв”».

Особую ценность среди материалов, переданных сотрудниками ИРЛИ, представляет автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук А.Г. Гродецкой «Проза И.А. Гончарова: 1830–1860-е (биографика, контекст, поэтика)» (2016 г.). В свете юбилея автора «Обломова», родившегося в 1812 г. – время военного испытания, постигшего Россию, крайне примечательна пятая глава исследования «Проза Гончарова в критическом (не)восприятии современников», в особенности – 2-й раздел «Гончаров и Лев Толстой: несостоявшийся диалог». В этой части работы реконструируется история взаимоотношений писателей в 1855–1859 гг., исследуется переписка, анализируются взаимооценки. На основе отобранного для изучения материала А.Г. Гродецкая делает вывод о близости проблематики раннего творчества Гончарова и Толстого, особенно – в отражении отношений разных поколений людей. «Тематически близка обоим гончаровским романам [«Обыкновенной истории» и «Обломову» – И.М.] толстовская повесть “Семейное счастие” (1859), что дает повод говорить об устойчивом интересе двух писателей к семейно-домашней сфере», замечает исследовательница. Однако ниже признает: «… есть принципиальные отличия … в художественных методах двух романистов. Гончаров в романном и нероманном творчестве прежде всего типолог, типизация (и шире символизация) является в его прозе универсальной стратегией, обеспечивающей и постройку образа, и структурную организацию художественного целого. Для поэтики Толстого типизирующий метод факультативен. Сложившееся, устоявшееся, узнаваемое в гончаровском персонаже-типе очевидно не совпадает с движущейся, растущей, меняющейся, познающей мир и себя незавершенностью толстовского героя…».

 

Украшением новой коллекции переданных музею изданий стал прекрасно иллюстрированный альбом «Портретная фотография из собрания Государственного музея А.С. Пушкина» (2013 г.), предоставленный сотрудниками Мемориальной квартиры Андрея Белого. Руководитель проекта – Е.А. Богатырев, авторы-составители: О.В. Терентьева, Е.А. Усова (раздел «Фотографическая пушкиниана. 1840–1930-е»), О.В. Рыкова (раздел «Фотографии из коллекции Ю.Б. Шмарова. 1860–1900-е»), Е.В. Наседкина, М.Л. Спивак (раздел «Фотографии из фонда “Мемориальной квартиры Андрея Белого”. 1870–1930-е»). Заместитель директора по учету, хранению и реставрации музейных коллекций Е.А. Усова разъясняет выбор предметов фотоколлекции для презентации в альбоме: «Для любого музея приоритетно не столько количество экспонатов, сколько сумма знаний о них – в этом и заключается главный смысл научно-фондовой работы музея. Каждый предмет в коллекции должен “заговорить”, обрести свои “паспортные данные”. В течение последних лет значительно выросло число хранимых в музее фотографий и, что более важно, увеличился объем сведений он них. Материалы фотофонда не раз становились предметами изучения. Научно-атрибуционная работа велась с фотопортретами потомков А.С. Пушкина и его современников – князя С.Г. Волконского, В.А. Нащокиной, князя А.М. Горчакова, барона М.А. Корфа, С.Д. Комовского, Б.К. Данзаса, Т.Д. Демьяновой – “цыганки Тани”, болдинской знакомой поэта Ф.И. Виляновой; представителей семейств Дондуковых-Корсаковых и Сиверсов, Павлищевых-Панэ, Ганнибалов-фон Инглисов-Конденов. <…>

Когда готовился к печати настоящий альбом, музей получил в дар уникальный экспонат – это прижизненный фотографический портрет князя П.А. Вяземского, выполненный в Италии в 1853 году. Дарительница – Л.В. Берлинская, известная пианистка, заслуженная артистка России. Как всякий музейный предмет, он требует изучения».

Для жителей нашего города, заинтересованных творениями замечательных поэтов симбирского края, должно быть далеко не безразлично имя П.А. Вяземского. Именно этому блистательному филологу, одарённому литератору и меткому критику принадлежит проникновенная статья «Языков и Гоголь» (1847 г.), написанная по поводу кончины поэта Н.М. Языкова, в которой публицист также изложил свою точку зрения на творчество автора «Мертвых душ» и «Выбранных мест из переписки с друзьями». Любопытны и весьма справедливы следующие строки, принадлежащие П.А. Вяземскому: «Языков и по характеру своему, и по обстоятельствам жил более внутреннею, нежели внешнею жизнью. <…> Разнообразные явления действительности не могли отражаться в его вымыслах потому, что поэтическое зеркало его обращено было ясною и восприимчивою стороною своею к внутреннему и личному миру поэта, а тусклою и непроницаемою ко внешним впечатлениям. Ему лень было переворачивать это зеркало. Поэтому стих его мало вызывал любопытство, мало касался современности, не возбуждал и не ласкал современных верований и легкораздражительных сочувствий. Стих его не кидался в боевую жизнь, не кипел общими страстями, не отвечал на все упования и сетования современного человека, как стих Байрона или Пушкина. Поэзия его не имела драматических свойств вечно изменяющейся жизни человека и общества с ее противоречиями, междоусобными, враждующими силами, битвами и нечаянностями. Поэзия его была лично и внутренне лирическая. В ней отзывались первобытные и вековечные глаголы природы, всегда единой и неизменной, но всегда новой и глубоко вам сочувственной в проявлениях своей однообразной и неистощимой расточительности; зато и стих его часто западал глубоко в душу своим многозначительным и огненным выражением».

 

Два сборника научных статей, включающих немалую долю эссе о И.А. Гончарове и проблемах его творчества, были переданы в дни празднования юбилея писателя учеными из Москвы и Воронежа. Совместное научное издание Московского городского педагогического университета и Литовского эдукологического университета «Русистика и компаративистика» (2016 г.) включает в себя рубрику «Школа молодого исследователя», в которой пять из шести размещённых статей обращены к осмыслению образной системы, мотивики и стилистических особенностей романа «Обрыв». Вестник литературоведения и языкознания «Филологические записки» (2012–2013) – продолжающееся научное издание, которое развивает традиции одноименного воронежского журнала (1860–1917). Дата выхода в печати настоящего сборника настраивает на включение материалов, посвящённых 200-летнему юбилею И.А. Гончарова. Данный раздел и открывает «Филологические записки». В нём собраны работы ведущих литературоведов страны и зарубежья о гончаровской характерологии (А.А. Фаустов), дихотомии любви и страсти в романах прозаика (А. Молнар), реминисцентных и аллюзийных схождениях «Обломова» и других творений И.А. Гончарова,  а также произведений современников (А.Г. Гродецкая, С.А. Ларин).

 

Завершает коллекцию обозреваемых нами изданий краткая характеристика монографии лауреата Международной литературной премии  им. И.А. Гончарова 2017 г. в номинации «Наследие И.А. Гончарова: исследования и просветительство» И.А. Беляевой. Научное издание «И.А. Гончаров-романист: дантовские параллели» (2016 г.) предлагает дантовский ключ к прочтению романов классика. Особое внимание уделяется структурообразующему мотиву Беатриче и гончаровской концепции новой жизни как земному воплощению идеи спасения. В последней главе своей монографии И.А. Беляева ставит перед собой задачу описать и проанализировать замысленную к художественному воплощению в каждом романном творении И.А. Гончарова «картину пробуждения». Исследовательница, делая особый акцент на последнем романе писателя, приходит к выводу, что «прямого и риторического ответа на животрепещущий  вопрос эпохи о том, что делать и как делать, в романе не дано. И тем не менее в нем указан важнейший ориентир новой деятельности и новой жизни».

 

Ознакомиться с полученными музеем материалами можно в библиотеке ИМЦМ И.А. Гончарова. Часы работы: Ср.-Вс. с 10.00 до 18.00.

Обзор подаренных музею И.А. Гончарова изданий осуществлен заведующей сектором научно-исследовательской работы ИМЦМ И.А. Гончарова, кандидатом филологических наук Ириной Маршаловой.

Вернуться на предыдущую страницу


 

Разработка сайта

Все права защищены (с) 2009, Ульяновский областной краеведческий музей
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения руководителя музея.