body bgcolor=white> http://www. OK/ К Дню памяти писателя: Гончаров в восприятии молодых… - новости музея

Областное государственное бюджетное учреждение культуры "Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А.Гончарова"

432601 г. Ульяновск, бульвар Новый Венец, 3 /4
Тел.: (8422) 44-30-53, 44-30-64; факс: (8422) 44-30-92
e-mail: uokm@mail.ru

Часы работы: с 10:00 до 18:00; 2 и 4 четверги - с 12.00 до 20.00
Выходной - понедельник.

К Дню памяти писателя: Гончаров в восприятии молодых…

Дата размещения новости: 25.09.2017

для получения дополнительной информации подведите курсор к фото


 

18 июня 2017 года исполнилось 205 лет со дня рождения классика русской литературы, признанного мастера романной формы Ивана Александровича Гончарова. Одним из центральных событий юбилейного года стала VI Международная Гончаровская научная конференция. В программе заседаний обсуждались материалы к научной биографии И.А. Гончарова; мир его творчества в историко-культурном контексте эпохи, в русской литературной мысли XX–XXI веков и зарубежном культурном пространстве, а также языковые особенности наследия автора. Безусловным украшением конференции был ставший уже традиционным на ульяновской земле выездной научно-образовательный студенческий семинар Московского городского педагогического университета. Первое заседание семинара на тему «Роман И.А. Гончарова “Обрыв”: русский характер и его “пробуждение”» состоялось 12–14 мая 2016 года в библиотеке Историко-мемориального центра-музея И.А. Гончарова. В нём приняли участие руководитель и координатор проекта доцент М.Б. Лоскутникова, преподаватели, аспиранты, студенты МГПУ, сотрудники музея писателя.

В 2017 году Гончаровский семинар вновь был посвящён последнему и самому сложному роману И.А. Гончарова. Перед его участниками стояли сразу несколько сверхзадач: наметить и попытаться разъяснить принципы типизации и индивидуализации характеров в «Обрыве», а также раскрыть особенности художественного мира писателя в целом. На этот раз свои наработки представили совсем юные филологи – студенты 1 и 2 курса МГПУ. В центре внимания студентов-бакалавров – участников Гончаровского семинара, работающего по программе Инновационной площадки данного университета «Литературное наследие России», – оказались вечные вопросы: любви, долга, сохранения традиций, обретения счастья, творческой реализации. Диалог молодых исследователей, послуживший основой научных заседаний студенческой секции Международной конференции, позволил участникам через призму жизнетворчества И.А. Гончарова приблизиться к пониманию художественной картины мира писателя, его влияния на культуру, стиль и образ мышления, творчество современников и последующих поколений творцов и читателей.

Результаты работы семинара студенты-филологи представили тезисно. Выдержки из своих выступлений на Международной конференции, посвященной 205-летию со дня рождения И.А. Гончарова, коллеги из МГПУ специально предоставили музею романиста для публикации на сайте ОГБУК «Ульяновский областной краеведческий музей им. И.А. Гончарова» к Дню памяти писателя. Напомним, что традиционный для ульяновцев и гостей города День памяти И.А. Гончарова ежегодно (с 1990 г.) проводится в канун годовщины со дня смерти писателя (27 сентября 1891 г.).

Ниже можно ознакомиться с выдержками из выступлений студентов, подготовленными под руководством вдохновителя и координатора Гончаровского научно-практического семинара, доцента кафедры русской литературы Института гуманитарных наук и управления Московского городского педагогического университета Марии Борисовны Лоскутниковой.

 

Вступительное слово – И.О. Маршалова, заведующая сектором

научно-исследовательской работы ИМЦМ И.А. Гончарова,

кандидат филологических наук

 

 

София Кислых

«Сон» Обломова и «пробуждение» Райского

Романы «Обломов» и «Обрыв» призваны, по словам Гончарова, продемонстрировать «сон» общества и затем его «пробуждение». Однако тема «сна» звучит не только во втором романе писателя, но и в третьем. Борис Райский – «пробудившийся Обломов», который «если не спит по-обломовски, то едва лишь проснулся». Повествователь в романе «Обрыв» подчеркивает: Райский «оглядывается на свою обломовскую колыбель», но в нем живет желание идти вперед. Райский отрицает все, что составляет жизнь Обломова. Он ищет страсти, поскольку он – артист. Не скрывая правды о губительном воздействии «обломовщины» на судьбу человека, в образе Райского Гончаров утверждает значимость противостояния «вечному сну».

 

Мария Эрлих

В чём заключается смысл названия романа «Обрыв»?

Идея «обрыва» порождает в романе многообразие ассоциативных связей. Несомненно, что замысел произведения связан с эпохой, в которую работал писатель. Поэтому можно утверждать, что и название романа говорит о размышлениях автора в связи с положением дел в России. Вместе с тем Гончаров использует идею «обрыва» как один из принципов раскрытия личности Райского – человека и художника. Кроме того, огромное значение писатель придавал созданию женских образов. Центральное положение в романе занимает молчаливая и загадочная Вера; «подъёмы» и «спуски» в ее жизни отражают внутренние терзания героини. Наконец пейзажная ипостась «обрыва» призвана показать как бескрайние просторы России, так и символически – безграничные и возрождающиеся силы человека.

 

Алина Лаптева

Источники жизненных сил Татьяны Марковны Бережковой

Татьяна Марковна Бережкова – мудрая хранительница «маленького именьица» своего внука. Год за годом она тщательно следила за тихим уголком, занималась хозяйственными делами. В своем «маленьком царстве» она часто принимала гостей. Все в городе и округе испытывали к ней уважение и во многих вопросах признавали ее авторитет. Однако всё ее существование, все силы устремлены к Вере и Марфиньке. Она мечтала об устройстве жизни своих внучек и выше всего ставила их счастье. При этом ее чувство не было эгоистичным (хотя оно и не лишено деспотизма).

Поначалу Райский смотрел на «причуды» бабушки с иронической улыбкой. Спустя время она начала меняться в глазах внука. К концу романа показано, что ему открылся совершенно новый человек. Это не только величественная фигура, которая, как Кариатида, на своих плечах держит весь мир Малиновки, но в первую очередь сострадающая, многое пережившая и выстоявшая женщина, «нежная мать».

 

Татьяна Половникова

Вера и Марфинька:

в чем сестры близки и в чем не похожи друг на друга?

 

Гончаров изобразил два типа женского характера: с одной стороны, таких разных, а с другой – в чем-то похожих. Вера – «дикая нелюдимка»; она горда и решительна; Марфинька же простодушна и хозяйственна. Вера всегда стремится к новым знаниям; Марфиньке же это неинтересно. Взгляды Веры на жизнь совсем не похожи на взгляды бабушки и сестры; Марфинька же не хочет знать чего-либо вне идеалов бабушки. Обе сестры к браку и семейной жизни относятся серьезно. Вместе с тем для Веры брак – единство взглядов с избранником и общий путь жизни; для Марфиньки важно выйти замуж, чтобы любить и заботиться о близких.

 

Александра Сидорова

Жизнь и судьбы Веры и Марфиньки

Особое внимание Гончаров уделяет двум героиням, Вере и Марфиньке. У них во многом одна жизнь, но судьбы – разные.

Марфинька – «счастливое дитя», живущее узким кругом интересов. Ее устраивает то зависимое положение, в котором она пребывает. У нее нет желания самой творить свою судьбу, она полностью доверяет решениям бабушки. Марфинька хочет быть похожей на свою бабушку. Поэтому ее судьбу предугадать нетрудно.

Вера же – яркая «противоположность с сестрой». Если Марфинька – открытая книга, то Вера – загадка. В отличие от сестры, Вера уже не ребенок, а настоящая женщина. Героиня ни в чем не желает быть зависимой, она все решения принимает самостоятельно, а истинное счастье видит в свободе. В этой гордости одновременно ее сила и слабость. Желание жить по своим правилам делает судьбу героини непредсказуемой.

 

Анастасия Сизова

Марфинька и Вера

как два типа женского характера и женской красоты

 

Гончаров пристально вглядывается в характеры Веры и Марфиньки, видя в каждой из них идеал женской красоты, ума и достоинства. В результате оказывается, что гармония многолика. В Марфиньке запечатлен идеал жены и матери. Вера же стала для писателя идеалом независимого ума и самостоятельности суждений.

Изображая сестер, писатель использует антитезу. Описание их внешности, личного пространства комнат, характеров – всё построено на контрасте. Наконец, если Марфинька счастлива рядом с любимым человеком, то Вере любовь приносит страдание. Однако как Марфинька получает желаемое, так и Вера в жизненных испытаниях становится еще сильнее.

 

Инна Сычева

Почему Вера и Марк Волохов расстались?

Вера ценит личную свободу, на всё имеет собственный взгляд. Это сближает её с другим героем романа – Марком Волоховым. Он, как и Вера, свободен. Но его свобода не всегда заканчивается там, где начинается свобода другого. Марк дерзок в общении с людьми, ничего не боится, но и не стыдится. Вера же ведет тихую и скромную жизнь в старом доме. Она приняла близко к сердцу судьбу Марка: решила повлиять на него, сделать так, чтобы он дорожил жизнью. Несмотря на то, что герои полюбили друг друга, они не смогли быть вместе. Отношения их превратились в борьбу двух сильных личностей. Вера часто молится, она верит в Бога, Марк же не разделяет её религиозных чувств. Героиня мечтает о достойной семейной жизни, счастливой любви, но Марк не может дать ей этого, в его нигилистической жизни нет постоянства. Именно эти противоречия и непримиримость характеров героев становятся причиной их расставания.

 

Андрей Фильченков

Артистические таланты Бориса Павловича Райского:

взлёты и нереализованность

 

Жизнь Райского напрямую зависит от его талантов, планов и амбиций. Его главная проблема – неумение довести начатое до конца, воплотить мечту в жизнь. Само понятие «жизнь» для Райского – это не просто материальные блага (которых он не чужд), но духовное развитие, пульсация чувств и мысли. Однако его губит самомнение, родившееся в свете многообразных похвал. Из-за этого он оседает в мечтателях, что оставляет его дальнейшие планы в стадии начинаний – будь то музыка, живопись, писательские опыты и даже чувства.

 

Кирилл Сальников

Характер «делового человека»: Аянов и Тушин

В романе Гончарова отчетливо видно противопоставление двух персонажей произведения – петербургского чиновника Ивана Ивановича Аянова и провинциального промышленника Ивана Ивановича Тушина. Аянов представлен человеком без собственного мнения, но с отличной способностью приспособления. Гончаров подчеркивает в нем себялюбивое желание карьерного роста. Тушин – иной. Это дельный и здравомыслящий человек, в нём всё открыто и понятно. Именно на таких людей сам автор романа возлагал большие надежды.

 

Александра Аксенова

Счастье и горе Леонтия Козлова

Леонтий Козлов – учитель в губернской школе. Он некрасив, беден, у него мягкий характер. Но Козлов счастлив – его счастье в профессии, в жене, а также в потрясающей способности любить. Главная его страсть – книги, и в них он видит жизнь. Единственным воплощением его бумажных грез стала жена Улинька. У нее прекрасная внешность – явление классического античного идеала. Однако то, что для Леонтия Козлова составляло счастье, в то же время делает его несчастным человеком. Всепоглощающее пристрастие к книгам и нежелание вглядеться в окружающий мир сделало из Козлова человека, не видящего реальной жизни.


Вернуться на предыдущую страницу


 

Разработка сайта

Все права защищены (с) 2009, Ульяновский областной краеведческий музей
Любое использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения руководителя музея.