|
 |
 |
 |
Дом, в котором родился И.А. Гончаров. Фотография Г. Степанова. 1890 г. УКМ |
Дом во время перестройки. 1898-1900 гг. Фото С.Н.Никитина
|
Дом Гончарова. Современный вид. .Фотография С.A. Ойкина |
Здание, известное сегодня как Дом Гончарова, является позднейшей перестройкой дома, в котором родился писатель. При Гончаровых дом был белым, каменным, в два этажа. Пострадавший во время симбирского пожара 1864 года дом был продан братом писателя и затем несколько раз перекупался.
В 1898-1900 годах его новые владельцы купцы Юргенсы здание перестроили. Сохранив мемориальный дом, с обеих его сторон сделали пристрои, надстроили третий этаж, фасад облицевали красным кирпичом. Старый дом Гончаровых оказался в угловой части нового здания. Поэтому именно на углу дома 16 сентября 1907 года была установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь родился Иван Александрович Гончаров 6-го июня 1812 г.».
Полностью современный вид дом приобрёл в 1974 году, когда по проекту архитектора С.Н. Титова на крыше здания установили башенку с городскими часами. 17 июня 1982 года на первом этаже Дома Гончарова был открыт единственный в стране Историко-литературный музей И.А. Гончарова (филиал Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова). В 2012 году в отреставрированном к 200-летнему юбилею писателя Доме Гончарова разместился Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова. |
 |
 |
 |
Авдотья Матвеевна Гончарова (1785-1851) – мать писателя. Неизвестный художник. Нач. XIX в. УКМ |
Татьяна Марковна Бережкова. Худ. Ю.М. Игнатьев. 1983 г. УКМ |
Проводы Райского. Худ. Д.Б. Боровский. 1957 г. УКМ |
С родным домом на Большой Саратовской (ныне ул. Гончарова) связаны детские и юношеские годы писателя. Здесь жили близкие Гончарову люди, ставшие впоследствии прототипами героев романа «Обрыв».
Как признавался сам писатель, многие черты характера его матери Авдотьи Матвеевны легли в основу образа бабушки Татьяны Марковны Бережковой.
«Наша мать была умница, что не бралась указывать, куда идти мне, куда тебе, а она была решительно умнее всех женщин, каких я знаю».
И.А. Гончаров – брату Н.А. Гончарову. 12 апреля 1862 г.
«- Нет, я бабушку люблю, как мать, - сказал Райский, - от многого в жизни я отделался, а она всё для меня авторитет. Умна, честна, справедлива, своеобычна: у ней какая-то сила есть. Она недюжинная женщина».
И.А. Гончаров. «Обрыв»
«За ним все стояли и горячо звали к себе – его три фигуры: его Вера, его Марфинька, бабушка. А за ними стояла и сильнее их влекла его к себе – ещё другая, исполинская фигура, другая великая “бабушка” – Россия».
И.А. Гончаров. «Обрыв»
|
 |
 |
 |
Николай Николаевич Трегубов (1774-1849) – крестный отец детей в семье Гончаровых. Неизвестный художник. Начало XIX в. УКМ |
Василий Петрович Ивашев (1797-1840) Акварель Н.А. Бестужева. 1834 г.
|
Камилла Петровна Ле-Дантю-Ивашева (1808-1839). Акварель Н.А. Бестужева. 1834 г. |
В стенах родного дома Гончаров нашёл прототип героя романа «Обрыв» - Тита Никоныча Ватутина. Им стал дворянин, отставной моряк - крёстный отец писателя Н.Н. Трегубов.
«В детстве я, и вся наша семья, любили его [Н.Н. Трегубова], как доброго, всегда ласкового, родственника-баловника, но приходя в возраст и сознательно вглядываясь в эту личность, я всё более и более видел и изучал в нём черты редкой и возвышенной души, природного благородства и вместе с тем добрейшего, прекрасного сердца».
И.А. Гончаров. «На родине» (черновая рукопись)
«Тит Никоныч был джентльмен по своей природе. У него было тут же, в губернии, душ двести пятьдесят или триста — он хорошенько не знал, никогда в имение не заглядывал и предоставлял крестьянам делать что хотят, и платить ему оброку сколько им заблагорассудится. Никогда он их не поверял. Возьмет стыдливо привезенные деньги, не считая, положит в бюро, а мужикам махнет рукой, чтоб ехали, куда хотят».
И.А. Гончаров. «Обрыв»
Юношей от крёстного узнал И.А. Гончаров романтическую историю любви декабриста В.П. Ивашева и Камиллы Ле-Дантю. Писатель вспоминал, что в первоначальном замысле романа «Обрыв» его героиня как Камилла Ле-Дантю едет в Сибирь, чтобы разделить тяжёлую участь своего возлюбленного.
«В С. [Симбирске] проживал отставной генерал И. [П.Н. Ивашев], сын которого, гвардейский капитан был серьёзно замешан в заговоре декабристов и сослан на каторгу в Сибирь. Тут был и роман. К нему в ссылку вызвалась ехать любившая его в тайне гувернантка в доме отца, дотоле не смевшая мечтать о браке с сыном богатого семейства. Предложение её было принято. Она отправилась и вышла за молодого И. замуж. Рассказывают, что приехав на место и увидев жениха в арестантском костюме, вместо блестящего мундира, она упала в обморок».
И.А.Гончаров. «На родине» (черновая рукопись)
«…иногда я подмечал, что он [Н.Н. Трегубов], стоя у окна и глядя в пространство, что-то горячо бормотал про себя, жестикулировал, по-видимому протестуя, после разговоров или чтения в газетах о некоторых крутых мерах. Однажды до меня долетели слова: «Простого выговора не стоит … а его на поселение!» (На полях черновой рукописи очерка «На родине» напротив этих строк рукой Гончарова - «Ивашев» [В.П. Ивашев]).
И.А.Гончаров. «На родине»
|
|
 |
 |
|
|
Слуги. Худ. Д.Б. Боровский. 1957 г. |
Савелий избивает Марину. Худ. Ю.М. Игнатьев. 1983 г. |
|
И.А. Гончаров отмечал, что в родном доме он наблюдал образы слуг, воплощённые в романе «Обрыв».
«В дворне меня самого особенно занимала крепостная Мессалина Марина и угрюмый, сосредоточенный её муж. Это, как я припоминаю сам и другие, бывшие в 1849 г. на Волге и близко знакомые с домом моих родных, - живые, действительные портреты тогдашней дворни, как и лакей Егор».
И.А. Гончаров. «Лучше поздно, чем никогда»
|
|